Инструментальный ансамбль "Коттедж" – коллектив из Санкт-Петербурга, основанный в 1992 году под
руководством преподавателя Детской музыкальной школы имени В. В. Андреева Михаила Лихачёва.
Михаил Лихачёв – известный петербургский композитор, поэт, исполнитель на кнопочном аккордеоне,
активный творческий человек, многие идеи которого украшают культурную жизнь Санкт-Петербурга.
Идея создания ансамбля появилась у Михаила Лихачёва в результате многочисленных попыток
комбинировать аккордеон с другими инструментами. Михаил часто выступал на концертах с музыкантами Санкт-
Петербурга и со своими коллегами по музыкальной школе, тем самым на практике изучая специфику
сочетания аккордеона с другими инструментами - скрипкой, флейтой, гобоем, гитарой, трубой, фортепиано и
т. д. Подобные выступления проходили на различных городских концертных площадках, тем самым на
публике проверялись творческие идеи и замыслы исполнителей.
К 1992 году сложился постоянный инструментальный состав ансамбля: скрипка, кларнет, кнопочный аккордеон,
бас-гитара, ударные инструменты.
Ансамбль объединил в своем составе творческих музыкантов – артистов концертных, театральных и военных
оркестров города, преподавателей музыкальных учебных заведений Санкт-Петербурга. С 1996 года ансамбль
выступает в неизменном составе: Елена Мальцева – скрипка, Дмитрий Фёдоров – кларнет, Михаил Лихачёв –
кнопочный аккордеон, Антон Синюков – бас-гитара, Виктор Николаев – ударные.
В репертуаре ансамбля прекрасно уживается музыка различных времен, жанров и стилей.
Оригинальное звучание ансамбля заключается в сочетании различных по характеру инструментов, в создании яркого образа
и настроения. Каждый инструмент представляет разные функции: тему, подголоски, противосложение,
педали – как это принято в оркестровой музыке. Поэтому звучание ансамбля можно сравнить с оркестровым.
В 1995 году ансамбль "Коттедж" стал лауреатом городского конкурса, посвященного 100-летию со дня
рождения Леонида Утёсова. Успех ансамблю принесли две композиции: концертная пьеса "Мюзик-холл"
Исаака Дунаевского и "Вечер в Павловске" Михаила Лихачёва. Эти пьесы заслуженно стали визитной
карточкой ансамбля.
Ансамбль "Коттедж" часто выступает в старинных дворцовых интерьерах Санкт-Петербурга, а также во
дворцах и парках Павловска, Пушкина, Петергофа, где ярко раскрывается салонное звучание коллектива.
"Изначально я хотел создать разнообразный по тембрам состав, где каждый инструмент обладал бы своим характерным звучанием.
Смешанный состав моего ансамбля отдаленно напоминает оркестр в миниатюре: струнные, духовые,
ритм-секция. Кнопочный аккордеон должен, суммировав общую картину, добавлять то, что наиболее необходимо:
педаль, ритм, контрапункт, динамику.
Перекладывая пьесы XIX века, я старался партии скрипки и кларнета выводить на первый план, оставляя аккордеон на
втором. В эстрадных и танцевальных пьесах ХХ века аккордеон чаще выступает как солирующий тембр.
Если партии скрипки, кларнета и бас-гитары обычно выписываются точно (хотя бас-гитаристы могут по-своему
интерпретировать предложенную цифровку в меру своего опыта), то партия аккордеона предполагает иногда некоторые
изменения – на усмотрение исполнителя.
Хочется сказать особо о партии аккордеона. Регистр «мюзет» (розлив) помимо сольных эпизодов часто играет роль
педали, имитируя группу струнных. Когда у аккордеона звучит аккорд, а у скрипки верхний голос – удачно имитируется
струнная группа – есть и насыщенность и подчеркнутость мелодии.
Верхний голос аккорда аккордеона может дублировать тему – разность тембров позволяет это делать.
Кнопочные аккордеоны иностранного производства в левой руке
обладают басом без низких октав, как это принято на отечественных инструментах.
Поэтому бас чаще всего воспринимается как нижний звук аккорда, не более.
И если в партитуре партии бас-гитары и басов аккордеона различаются, это не
вызывает противоречия, поскольку звучат разные октавы и разные тембры.
В партии левой руки иногда для усиления
первой доли желательно играть одновременно бас и аккорд.
В настоящем сборнике партия ударных инструментов не выписана.
Каждому исполнителю предлагается подобрать
свой ритм к пьесе, исходя из собственного опыта и возможностей, используя вариативность музыкального мышления.
Важно, чтобы ударник играл гибко, чутко откликаясь на всю динамику и агогику пьесы.
Обращаясь к исполнителям, я хочу высказать пожелание добиваться творческого подхода к исполняемым
произведениям, раскрытия внутренних творческих потенциалов для создания соответствующего настроения.
Наша общая задача – не сложными, но интересными пьесами доставить публике удовольствие и радость!"
Руководитель ансамбля "Коттедж" Михаил Лихачёв
|