Владимир Кузнецов. Пьесы и обработки для баяна

| Ноты для баяна и аккордеона |

Сергей Лихачев. Заказать ноты для баяна и аккордеона

Владимир Кузнецов. Пьесы и обработки, вып. 1

1. Русское интермеццо. 2. Е. Дрейзен. Березка.
3. Очи черные. 4. И. Шатров. На сопках Маньчжурии.
5. Уральская плясовая (дуэт баянов). 6. Русский танец (гусли-баян)

Владимир Кузнецов. Пьесы и обработки, вып. 2

1. Концертная пьеса. 2. Интермеццо. 3. М. Уэйн. Рамона. 4. Жилле. Мельница. 5. Монтаниана.
6. Дж. Керн. Дым. 7. Я. Гаде. Ревность. 8. Р. Фримль. Индейская песня. 9. Т. Дорси. Садко-фокс.

Владимир Иванович Кузнецов родился 20 июня 1920 года в г. Пермь. С 5 лет начал осваивать гармошку "русского строя" (диатоническую). Эту гармошку купил старший брат, который, уехав учиться в институт в Свердловск, оставил её в родительском доме. И вот, когда маленький Владимир научился играть, его стали приглашать на вечеринки, пирушки, свадьбы, чтобы он играл народную музыку. В детстве в Перми он часто ходил на каток кататься на коньках. На катке звучала музыка с граммофонных пластинок, и эта эстрадная музыка ему очень нравилась.

В 1932 году, в 12 лет он уже исполнял "Турецкий марш" В.А. Моцарта и увертюру к опере Ж. Бизе "Кармен". Все произведения он подбирал на слух, иногда даже приходилось менять оригинальные тональности из-за ограниченного диапазона инструмента. В 1932 году в Свердловске проходила Олимпиада детской художественной самодеятельности. Владимиру, отправившемуся туда со своей гармошечкой для участия, пришлось несколько раз кланяться после успешного выступления. Он стал лауреатом, а в награду оргкомитет Олимпиады исполнил его заветное желание, - ему купили новый инструмент. Брат был радиолюбителем, он сам смастерил магнитофон и проигрыватель, так что дома постоянно звучали записи с различных пластинок.

В то время Владимир частенько сиживал на воротах и играл на улице, собирались прохожие и слушали его. Однажды проезжала цирковая группа и пригласила его работать с ними. Владимир отыграл с ними несколько выступлений-концертов. Неподалеку от места выступлений был расположен рынок и карусели с музыкальным сопровождением - игрой баянистов. Юный музыкант с большим удовольствием ходил слушать их.

До поступления в училище его часто приглашали на вечера танцев, где звучали зарубежные новомодные танцы: па де катр, падеспань, вальс-бостон, фокстрот. Владимир очень хотел учиться профессиональной игре на баяне. В 16 лет, после окончания семилетки, отец привез его поступать в музыкально-педагогический техникум в Пермь. Оказалось, что набор уже состоялся, но, после настоятельных просьб, чтобы мальчика приняли, его прослушали, узнали о победе в конкурсе (олимпиаде), и решение было принято мгновенно - зачислить немедленно!

Во время учебы Владимира на 2 курсе музыкального училища, в Пермь приехал на гастроли ансамбль песни и пляски РСФСР. Был объявлен конкурс на замещение вакантной должности. К тому времени Владимир уже работал в рабочем клубе. В 1939 году его приняли в ансамбль, и он уехал в составе этого коллектива гастролировать в Ярославль. В 1940 году ансамбль переехал в Ленинград.

В том же году в Ленинграде проходила призывная комиссия, на которую был вызван и В. Кузнецов. Один из членов комиссии, начальник школы младших авиаспециалистов, был баянистом и, узнав, что Кузнецов отличный баянист, взял его к себе в Ораниенбаум. Однажды во время поездки для приобретения аккордеона, в Таллине Владимир повстречался со своим знакомым из ансамбля песни и пляски РСФСР, который сообщил ему, что производится набор баянистов в новый ансамбль под руководством И.О. Дунаевского. Мысль о работе в этом ансамбле не покидала Владимира. Вот что об этом эпизоде вспоминает сам Владимир Иванович: "Однажды, находясь на воинской службе, я уехал в самоволку в Ленинград, но в вагоне электрички, надо же такому случиться, мне повстречался начальник солдатского клуба, где я числился художественным руководителем. Был длинный разговор о том, что надо срочно возвращаться на службу, что это нарушение и т.д. Я сказал, что все понял и тотчас же вернусь, но желание добраться до ансамбля в Ленинград было сильнее. Я вышел из электрички, подождал следующего поезда и все-таки отправился в Ленинград. Приехал я на площадь Труда, где базировался Центральный ансамбль Военно-Морского Флота (или, как его тогда называли, "Ансамбль пяти морей"), там меня прослушали и зачислили в штат".

После начала войны ансамбль перебазировался в Москву. 1 апреля 1942 года по Ладожскому озеру коллектив эвакуировали на Большую землю, две недели изможденные добирались до Москвы. Незадолго до эвакуации был организован концерт в Смольном перед партийным руководством города. Перед концертом артистов подкармливали кашей, но во время концерта люди падали в обморок, и именно по этой причине и было принято решение эвакуировать ансамбль. С переездом в Москву началось восстановление здоровья и концертной деятельности.

Во время войны образовывались концертные бригады, которые выезжали на места боев, флотские корабли и в береговые части с концертными программами. Владимир Кузнецов работал с такими артистами, как Николай Трофимов, Павел Нечепоренко, Ольга Нестерова, Бен Бенцианов. В 1944 году в Москве состоялась съемка одного из киноконцертов, в котором В. Кузнецов аккомпанировал Ивану Козловскому, исполнившему песню "Вдоль по улице метелица метет". На одном из смотров ансамблей флотов, проходившем во время войны, состоялось знакомство с известным баянистом Юрием Казаковым.

В 1944 году ансамбль расформировали. Владимира Кузнецова и баяниста Бориса Петрова переправили в ансамбль Балтийского Флота в Ленинград, на ту же площадь Труда. Ансамбль был частью большого образования - Театра Балтийского Флота, состоявшего из драматического театра, джаза и ансамбля (хор, оркестр, танцевальная группа). В 1944 году в Ленинграде Владимир Кузнецов женился - его супругой стала секретарь ансамбля. Вскоре ансамбль перебазировался в Таллин, затем Балтийск (Калининград) и, наконец, в Клайпеду. В Балтийске Кузнецов был назначен руководителем оркестра. Военный период биографии В.И. Кузнецова был отмечен несколькими военными наградами, в том числе и орденом Красной Звезды, которого музыкант был удостоен за активную концертную деятельность на кораблях и базах Северного флота. Тем самым мирный труд музыканта был приравнен к героическому подвигу солдата.

В 1948 году В. Кузнецов демобилизовался и вернулся в Ленинград. В том же году его приняли в штат на Ленинградское радио. После войны в ДК имени Первой пятилетки были устроены вечера танцев, где Владимир Кузнецов играл в дуэте с Борисом Петровым. В Мраморном зале ДК имени С.М.Кирова выступал джаз-оркестр Ильи Лозовского, Владимир Кузнецов был приглашен играть джазовые композиции в перерывах между выступлениями оркестра. В 1948 году образовался дуэт баянистов Владимир Кузнецов - Иван Тихонов, который озвучивал программы на радио, концерты в прямом эфире. В репертуар дуэта вошли собственные обработки русских и других народных песен и танцев, переложения русской и зарубежной классики. Параллельно Кузнецов работал в оркестре русских народных инструментов имени В.В. Андреева и в молодежном оркестре Ильи Жака.

В 50-е годы образовалась артель "Пластмасс", выпускавшая грампластинки (музыкальный руководитель - Анатолий Бадхен). Владимира Кузнецова стали приглашать на записи. Он записывался в качестве аккомпаниатора с Галиной Вишневской, Иосифом Давидом (тромбон), с сольными композициями, с ансамблем Ильи Жака. Параллельно производилась запись на пластинки в Доме Радио, в основном соло и дуэты с И. Тихоновым, В. Тиховым, Т. Стрелковой. В 1951 году начали организовываться первые поездки советских артистов в Финляндию. Как-то в одной группе оказались Владимир Кузнецов и Борис Тихонов (известный баянист из Москвы), играли в разделенных группах, но в одном концерте играли дуэтом Фантазию о Москве и Карело-финскую польку. В одной из поездок в Данию В. Кузнецов аккомпанировал известной исполнительнице песен Ольге Воронец. В 1954 году состоялась гастрольная поездка дуэта В. Кузнецов - И. Тихонов в Швецию и Норвегию с большой группой артистов со всего СССР, после которой в 1955 музыкантам предложили перейти на работу из Радио в Ленгосэстраду. После десятилетней совместной работы в 1958 году музыканты разошлись. С 60-х годов началась активная концертная гастрольная деятельность в разных составах, которая продолжалась до выхода В. Кузнецова на пенсию в 1980 году. С 80-х годов Владимир Иванович Кузнецов активно продолжает участвовать в концертной жизни. Он - постоянный участник международных Фестивалей музыки для баяна-аккордеона, проводящихся в разных городах (Москва, Санкт-Петербург, Саратов, Вильнюс, Пермь и др.), благодарная петербургская публика с теплотой вспоминает также и юбилейные концерты музыканта. В 1996 году Владимиру Ивановичу Кузнецову было присвоено звание - Заслуженный артист Российской Федерации.

Жизнь профессионального музыканта, артиста богата различными событиями, впечатлениями, встречами. В.И. Кузнецов за свою творческую жизнь встречался со многими известными и популярными артистами, музыкантами, людьми искусства и просто интересными личностями (Лидия Русланова, Владимир Трошин, Валентина Левко, Борис Чирков, Антонина Сметанина, Василий Сталин, и многие другие). Подобные встречи всегда обогащают внутренний мир артиста, расширяют его творческий потенциал, способствуют кристаллизации таланта и подвигают к проявлению творческого отношения к созданию новых произведений искусства. В.И. Кузнецов - автор множества популярных песен, композиций, обработок для баяна, для дуэтов и ансамблей, существенно расширивших баянный репертуар и продемонстрировавших новизну подхода к баяну как музыкальному инструменту.

Цель серии сборников "Баянисты и аккордеонисты - мастера эстрады Ленинграда" - познакомить широкие круги любителей музыки для баяна и аккордеона с творчеством выдающихся мастеров жанра эстрадного исполнительства на этих инструментах, основоположников ленинградской эстрады. Данные сборники посвящены творчеству В.И. Кузнецова, удивительного исполнителя на баяне, которому в одинаковой мере удалось обогатить своим искусством и русскую народную музыку, и эстрадный жанр.

Обращаем ваше внимание на то, что в рамках издательской программы выпущена также аудиокассета с записями произведений, входящих также и в данный сборник, в исполнении Владимира Кузнецова, составленная на основе редких архивных и концертных записей. Составитель выражает сердечную благодарность Владимиру Ивановичу Кузнецову за помощь в работе над созданием данного сборника, а также за предоставление архивного материала для подготовки и выпуска аудиокассеты.


Яндекс.Метрика