Юрий Алексеевич Пешков родился 29 мая 1940 года в г. Ленинграде.
С 1946 года постоянно проживает в г. Риге (Латвия).
Первым учителем музыки был его отец, баянист-любитель, не знавший нотной грамоты.
Он начал обучать сына игре на аккордеоне с 9-летнего возраста, по слуху.
Систематическое профессиональное образование Юрий начал получать с 16-ти лет,
поступив в 1956 году на вечерние курсы по обучению игре на аккордеоне
при детской музыкальной школе № 1 г. Риги (преподаватель - Оскар Страутиньш,
воспитавший большое количество аккордеонистов - исполнителей и педагогов Латвии).
Учился легко и быстро, окончив пятилетний курс обучения за 3 года, после чего, в 1958 году поступил на 4-й курс
музыкального училища г. Елгавы (класс В. Миезитиса).
По окончании училища, в 1959 году, Ю. Пешков был призван в армию, служил в образцово-показательном оркестре штаба
Прибалтийского военного округа, где освоил смычковый контрабас,
что в значительной мере способствовало расширению музыкального кругозора, так как в репертуар
оркестра входило большое количество произведений мировой классики.
В 1971 году Ю. Пешков окончил Литовскую Государственную консерваторию в г. Вильнюсе (класс доцента А. Байки).
Педагогическую деятельность начал в 1961 году, в качестве педагога по классу аккордеона в
Детской музыкальной школе № 1 г. Риги. С 1966 года
возглавил вновь открытое отделение народных инструментов музыкального училища им. Яз. Мединя
при Латвийской Государственной консерватории, где и проработал до начала 90-х годов,
одновременно возглавляя методическую работу в республике в качестве председателя секции народных
инструментов Методического кабинета Министерства культуры Латвии.
За период педагогической работы Ю. Пешков воспитал множество лауреатов республиканских и
международных конкурсов на уровне музыкальных училищ и детских музыкальных школ,
которые в настоящее время работают не только в Латвии, но и во многих
других странах - в России, Германии, Израиле и т.д.
Ю. Пешков являлся председателем и членом жюри многих
музыкальных конкурсов, проходивших в Прибалтике.
Началом исполнительской деятельности музыканта можно считать 1957 год,
когда Ю. Пешков стал лауреатом конкурса народного творчества
Латвии, проходившего в рамках подготовки к Всемирному фестивалю молодежи и студентов в г. Москве.
Во время конкурса состоялось знакомство с В. Епифановым (г. Омск),
впоследствии известным педагогом, в то время проживавшим в г. Риге, который так же, как и Ю. Пешков, стал лауреатом
этого конкурса. В дальнейшем он во многом положительно повлиял на исполнительскую и педагогическую деятельность
молодого аккордеониста, помогая советами, нотным материалом, знаниями.
Начиная с 1959 года (с небольшими перерывами), длительное время Ю. Пешков был солистом инструментального
ансамбля под руководством А. Приедитиса, а в последствии и сам руководил многими
инструментальными коллективами на протяжении всей своей творческой деятельности.
Многочисленные выступления в программах Латвийского радио и телевидения, а также гастрольные поездки
по Латвии и за ее пределами во многом
предопределили дальнейшую карьеру музыканта-исполнителя.
Тогда же впервые прозвучали авторские произведения Ю. Пешкова, которые с интересом были восприняты слушателями.
С 1964 года Ю. Пешков работал солистом Белорусской государственной филармонии (г. Минск) в составе инструментального ансамбля под руко-
водством В. Мулявина, в будущем народного артиста.
Там же он познакомился с выдающимся аккордеонистом Б. Векслером (проживающим ныне в
США), обладавшим виртуозной техникой и неподражаемым артистизмом, карьера которого была в зените славы.
Некоторые обработки из его репертуара в то время вошли и в концертный репертуар Ю. Пешкова.
В 50-60-е годы существовала проблема с приобретениием оригинального нотного материала.
Для пополнения репертуара приходилось по слуху копировать записи с эфира, случайные пластинки.
Так Ю. Пешков познакомился с творчеством Арт Ван Дамма, Дика Контино, Андре Вершурена
других исполнителей-аккордеонистов, звезд мировой величины.
Подражая манере игры великих мастеров джаза и мюзета, молодой музыкант
постепенно оттачивал свой собственный стиль исполнения.
Это была хорошая школа обучения навыкам исполнительского мастерства - когда копируется
не просто нотный текст, но и манера исполнителя, оркестровые вставки, палитра различных украшений и других нюансов,
которые, как правило, не отражаются в нотном тексте.
Эта школа значительно помогла музыканту в дальнейшей педагогической работе со студентами и
учащимися музыкальных школ и училищ.
Занимаясь преподавательской деятельностью, Ю. Пешков всегда старается параллельно оттачивать свое исполнительское
мастерство, поддерживая техническую форму, формируя новый концертный репертуар.
До начала 90-х годов Ю. Пешков являлся солистом Рижского эстрадно-концертного объединения.
В разное время музыкант солировал в составе оркестров аккордеонистов под руководством Ю. Рыжова (г. Рига),
В. Никандрова (г. Лимбажи), В. Ходукина (г. Даугавпилс), а также выступал с
известным литовским квинтетом аккордеонистов "Концертино" под руководством профессора Р. Свяцкявичюса (г. Вильнюс).
География концертных выступлений - Москва, Санкт-Петербург, Белоруссия, Литва, Латвия, Эстония, Германия и т.д.
В 1994 году фирмой "Ритонис-маркет" (бывшая фирма "Мелодия") была выпущена аудиокассета
с авторскими произведениями. Отдельные пьесы вошли в золотой фонд Всесоюзного радио,
а радиостанция "Маяк" (г. Москва) неоднократно транслировала передачи о творчестве музыканта.
В 1991 году издательство "Музыка" (Москва) выпустило в свет сборники, куда вошли
произведения Ю. Пешкова "Молдавские наигрыши" (составитель профессор Ю. Дранга)
и Вариации на тему русского романса "Очи черные" (составитель М. Двилянский). В 1993 году в г. Вильнюсе (Литва)
вышел сборник "Играет дуэт аккордеонистов", куда вошли произведения из концертной сюиты "Ретро".
Литовский дуэт аккордеонистов в составе профессора
Литовской академии музыки Э. Габниса и преподавателя Г. Савкова один из первых стал популяризатором произведений Ю. Пешкова.
В 1991 году в г. Омске (Россия) выходит сборник "Аккордеон Ретро".
В 1994 году доктор искусствоведения, профессор А. Мирек (Москва) издал
научно-историческую энциклопедию "Гармоника, прошлое и настоящее", куда вошли данные о творчестве музыканта,
а в 1995 г. он включил композицию Ю. Пешкова "Аргентинское танго" из концертной сюиты "Ретро" в сборник
"Курс эстрадной игры на аккордеоне".
Одним из первых исполнителей произведений Ю. Пешкова стал блестящий аккордеонист А. Васин (проживающий ныне в США),
ученик известного педагога и дирижера В. Ходукина (г. Даугавпилс, Латвия).
Произведения Ю. Пешкова вошли в репертуар многих ведущих современных исполнителей: В. Тамман (Эстония);
Санкт-Петербург Мюзет Ансамбль (Санкт-Петербург) с участием В. Ушакова и С. Лихачева; трио "Коллаж" в составе:
О. Бычков, Д. Гвоздков, Ю. Горобец (Санкт-Петербург); С. Абкеримов (Москва); Л. Шляконите (Литва) и многих других.
Все чаще произведения Ю. Пешкова звучат на различных музыкальных форумах Германии, Франции, Швейцарии, Италии и т.д.
В середине 90-х годов пьеса "Вальс-мазурка" вошла в обязательную программу международного конкурса исполнителей в Дании.
Значительную поддержку творчеству Ю. Пешкова и популяризации его произведений оказали профессора
Санкт-Петербургского университета культуры и искусств - Н. Кравцов,
пригласив к участию в работе Международной школы аккордеона в г. Санкт-Петербурге
и В. Акулович, организовав цикл передач на радио Санкт-Петербурга, посвященных творчеству музыканта.
Популярность творчества Ю. Пешкова неуклонно растет, сам музыкант полон творческих сил -
он активно концертирует и занимается педагогической работой.
Настоящая серия сборников, посвященная творчеству выдающегося музыканта и автора популярных произведений для
аккордеона Ю. Пешкова, является первым изданием, в котором собраны все сочинения, написанные им за прошлый и
текущий период. Составители выражают надежду на то, что публикуемый материал вызовет искренний интерес у любителей
жанра эстрадного исполнительства на аккордеоне. Включение публикуемых композиций в концертный репертуар
аккордеонистов несомненно будет способствовать повышению уровня популярности этого инструмента, на что сам автор смотрит с
большой надеждой.
Подтверждением тому могут стать слова Ю. Пешкова: "С годами формируется репертуар, специально
написанный для аккордеона. В этом плане трудится немало известных современных композиторов. Являясь горячим
поклонником стиля "мюзет", я верю, что пришло время, когда произведения этого стиля прочно войдут в программу
обязательного изучения в средних и высших учебных заведениях, а также в программу вступительных и выпускных экзаменов
всех уровней. У аккордеона есть будущее и оно прекрасно!"
|