Иван Тихонов. Пьесы и обработки для баяна

| Ноты для баяна и аккордеона |

Сергей Лихачев. Заказать ноты для баяна и аккордеона

Иван Тихонов. Пьесы и обработки, вып. 1

1. Праздничный вальс. 2. Шарманка. 3. Экспромт. 4. Полька. 5. Русский танец 6. Полька "Баловень". 7. Русская кадриль.

Иван Тихонов. Пьесы и обработки, вып. 2

1. Калинка; 2. На Карпатах; 3. Кадрильный наигрыш; 4. Коробейники.
5. Румынский танец; 6. Импровизация на тему цыганской венгерки.

Любителям баяна хорошо известно имя Ивана Сергеевича Тихонова. Родился И.С. Тихонов 15 октября 1918 года в деревне Косилово Шаховского района Московской области. Отец был портной-кустарь, зимой работал в Ленинграде, а летом приезжал в деревню. Он очень любил природу, был охотником, рыболовом и грибником. С 4-5-летнего возраста маленького Ивана отец стал брать с собой на охоту. С 8 лет Иван стал ходить на охоту один, самостоятельно. Отец подарил ему маленькое легкое ружье. Любовь к природе у Ивана Сергеевича осталась на всю жизнь. Недалеко от дома молодежь устроила танцплощадку, танцы проходили под гармонь. В 6 лет звуки гармоники стали привлекать мальчика, он ходил на танцплощадку, становился рядом с гармонистом и слушал его до конца. На 7 году жизни отец привез ему гармонь "немецкого строя", с двумя ручками и с разными звуками на разжим и сжим, а в 8 лет отец привез ему гармонь "хроматического строя". Все свободное время проводил Иван с гармошкой, брал уроки у профессионального баяниста. Вскоре Иван освоил все популярные мелодии, под которые танцевала молодежь (падеспань, краковяк, "Во саду ли, в огороде", "Светит месяц", "Коробейники" и др.). Он стал играть на танцах один и в дуэте.

В 1929 году вся семья уехала в Ленинград, отдав все хозяйство и дом в колхоз. В Ленинграде, на рынке музыкальных инструментов купили новый баян с ленинградской раскладкой. Было решено начать профессиональное образование. После первой попытки поступить в музыкальное училище на улице Чайковского в 1931 году, (его не приняли из-за того, что отец был портной-кустарь), он поступил в 1932 году на подготовительный курс музыкального училища при Консерватории на улице Некрасова, 4. В 1938 году он закончил училище по классу педагога Александра Генриховича Гефельфингера. Затем поступил на работу в ансамбль песни и пляски Управления по делам искусств при Леноблисполкоме. В 1939 году Тихонов был призван на военную службу и направлен в ансамбль песни и пляски пограничных войск МВД Ленинградского округа.

Во время войны выступали в частях Ленинградского фронта и для рабочих блокадного города. Иногда выступали группами в землянках и на открытых площадках. Выезжали и на Большую землю, часто выступали в госпиталях. Иногда приходилось бывать одному с баяном в окопах, землянках. Об одном из эпизодов войны рассказывает Иван Сергеевич: "Запомнилась поездка через Ладогу в поселок Кобоны. Был 1942 год, зима, мороз - минус сорок. Это была Дорога жизни. Кобоны был как пересылочный пункт. Ансамбль разделили на две группы, доехали до середины Ладоги и увидели, как начали бомбить Кобону. Через какое-то время разрывы кончились, и три самолета направились в сторону Ладоги. Начальник дал команду разбегаться по сторонам, а самолеты уже близко и стали обстреливать из пулеметов, только слышно как пули врезались в лед. Раз обстреляли, развернулись и еще раз уже пониже обстреляли и улетели. А группа в шинелях, на льду, спрятаться негде. Но все остались целы и невредимы. Все зашевелились и бегом к машинам. Приехали в Кобону на совещание офицеров в двухэтажное здание. Вечером отыграли концерт, музыкантов покормили и оставили ночевать, а на утро команда - по машинам и назад, в отряд, через Ладогу 15 километров. Днем уже узнали, что было прямое попадание в здание в Кобоне, где проходил концерт". В 1946 году Иван Тихонов демобилизовался и перешел на работу солистом в Ленинградский Радиокомитет. Начались выступления в программах Ленинградского радио. В 1948 году был создан дуэт баянистов И. Тихонов - В. Кузнецов. В репертуар дуэта вошли собственные обработки русских и других народных песен и танцев, переложения русской и зарубежной классики. Параллельно Тихонов работал в ансамбле песни и пляски ЛВО. Дуэт вскоре завоевал большую популярность у радиослушателей. В 1951 году Иван Сергеевич демобилизовался из ансамбля ЛВО и полностью перешел на работу в Ленрадиокомитет. В 1953 году дуэт Тихонова и Кузнецова пригласили в Москву на прослушивание для поездки в Швецию. В 1954 году состоялась гастрольная поездка в Швецию и Норвегию с большой группой артистов со всего СССР. После поездки дуэт пригласили на работу в Ленгосэстраду.

После десятилетней работы с Владимиром Кузнецовым, в 1958 году музыканты разошлись: В. Кузнецов стал работать с Т. Стрелковой, а И. Тихонов начал работать с известным квинтетом певиц, сестрами Федоровыми, а также в качестве солиста-баяниста. В 1960 году Иван Сергеевич получил заказной многотембровый баян с выборной клавиатурой. В его сольном репертуаре были произведения мировой классики: Токката и фуга ре минор И.С. Баха, "Лунная" соната Л. ван Бетховена, произведения П. Чайковского, С. Рахманинова, Ф. Шопена. Иван Сергеевич написал много пьес для баяна, обработок русских народных песен и старинных русских вальсов. Началась пора активных гастролей по стране и за рубежом (Болгария, Япония, Корея, Венгрия, Польша). Иван Сергеевич написал для квинтета сестер Федоровых несколько песен: "Что же делать, как мне быть", "Осенняя березка", "Искриночки", "Плясовая", "Белые ночи" и другие. В 1981 году сестры Федоровы ушли на пенсию, Иван Сергеевич работал до 1989 года как солист.

В 70-80-х годах было записано несколько сольных концертов на телевидении (режиссер В. Окунцов). С 1982 года И. Тихонов занимался сольной работой и выступлениями с разными вокалистами: с Тамарой Трифоновой, особенно много выступал с исполнительницей русских песен Тамарой Пятницей, солисткой ГКО "Нева-концерт". Написал для нее "Петербургский вальс" на слова М. Яковлева.

В 1989 году Иван Сергеевич Тихонов ушел на пенсию, но продолжает активно работать. Участвовал в десяти (1985-1994 гг.) международных фестивалях музыки для баяна и аккордеона, которые с большим успехом проходили в Ленинградском концертном зале. Концерт IV фестиваля был посвящен 70-летию музыканта. На IX фестивале состоялся концерт, посвященный его 75-летию. Весь концерт был записан Ленинградским телевидением и впоследствии неоднократно транслировался в эфире. В 1985 году в Ленинградском концертном зале были проведены творческие вечера баянистов И. Тихонова и В. Кузнецова. В 1986 году в туркомплексе "Измайлово" в Москве состоялась встреча баянистов и аккордеонистов Москвы и Ленинграда в концерте "Встреча поколений". В 1987 году B. Кузнецов и И. Тихонов участвовали в творческом вечере заслуженного артиста РСФСР А.А. Шалаева, проходившего в Ленинградском концертном зале. В 1988 году состоялась встреча баянистов Ленинграда и Киева, куда были приглашены В. Кузнецов и И. Тихонов. Концерт проходил в Киевской Государственной филармонии, в Колонном зале имени Н.В. Лысенко. В 1992 году группа пожилых людей из Санкт-Петербурга была приглашена участвовать в работе Европейского собрания пожилых людей, проходившего в Копенгагене (Дания). В составе делегации был и Иван Сергеевич Тихонов со своим постоянным спутником - баяном. За два дня Иван Сергеевич подготовил со своими спутниками замечательную художественную программу, которая была с большим успехом продемонстрирована перед делегациями из 39 стран. Несмотря на свой внушительный возраст, Иван Сергеевич постоянно находится в гуще событий, принимает активное участие в различных праздниках, выступает в концертах, поднимая настроение тысячам любителей музыки, поклонников баяна.

В 1996 году Ивану Сергеевичу Тихонову было присвоено звание - Заслуженный артист Российской Федерации.

Цель серии сборников "Баянисты и аккордеонисты - мастера эстрады Ленинграда" - познакомить широкие круги любителей музыки для баяна и аккордеона с творчеством выдающихся мастеров жанра эстрадного исполнительства на аккордеоне, основоположников ленинградской эстрады. В предлагаемых сборниках - пьесы, предназначенные для концертной эстрады. Они могут украсить репертуар и тех, кто обучается игре на баяне (аккордеоне), и зрелых исполнителей. Отрадным можно назвать факт публикации новых, не издававшихся ранее, пьес в стиле русской эстрады - жанра почти забытого и не часто встречающегося на современной эстрадной сцене.


Яндекс.Метрика