Виктор Петрович Власов - композитор, педагог, исполнитель.
Родился 7 ноября 1936 года в городе Шилка Читинской области в
семье военнослужащего. Родители его были от природы наделены
недюжинными музыкальными способностями. Отец Петр Яковлевич
по слуху играл на балалайке, мать, Мария Никифоровна
Власова-Козенюк, пела в самодеятельном хоре, а дед по матери играл
на скрипке в широко бытующих в Украине народных ансамблях «троисты музыки».
В 30–40 годах семья Власовых вела почти что кочевой образ
жизни, неоднократно переезжая к новому месту службы отца.
В 1948 году двенадцатилетний Виктор впервые взял в руки баян.
Сестра матери Марина Никифоровна научила его (с руки и на слух)
играть первые небольшие пьески. В том же году в доме появился
«Начальный курс игры на баяне» Азария Иванова – «первые
университеты» будущего композитора. Выучив нотную грамоту, он
быстро стал продвигаться в техническом и художественном направлениях,
осваивая произведения Баха, Глинки, Чайковского, обработки И. Паницкого.
Вскоре Виктор становится «первым номером» школьной самодеятельности,
участвует в армейских олимпиадах (как член семьи
военнослужащего). К сожалению, происходило это все в послевоенной глубинке,
где не было никаких музыкальных учебных заведений.
В 1953 году семья переезжает в Белгород-Днестровский. Там
игру Власова услышал педагог городской музыкальной школы
Анатолий Савинков и был крайне удивлен, что юноша, обладающий
отменной техникой и довольно развитым художественным
мышлением, не имеет никакого музыкального образования.
Он уговорил родителей отдать Виктора в музыкальную школу и взял его сразу в 4-й класс.
Через полтора года Виктор оканчивает общеобразовательную и
музыкальную школы. Принято окончательное решение – посвятить
себя музыке. Семья переезжает в Одессу, и в сентябре 1955 года
молодой баянист поступает на работу в Черноморский ансамбль
песни и танца Одесской филармонии, где уже через год становится
солистом и руководителем оркестровой группы. Он активно занимается
самообразованием, изучая гармонию, инструментовку, чтение партитур.
Приобретенные знания ему приходится применять на
практике, аранжируя весь репертуар ансамбля. Однако, мысль о
получении дальнейшего музыкального образования не покидает его.
В 1958 году Власов поступает на заочное отделение Львовской
консерватории в класс выдающегося педагога, профессора М.Д. Оберюхтина.
В 1959 году В. Власов переходит в эстрадно-инструментальный
квартет Одесской филармонии, где также вскоре становится руководителем.
Работа в этом коллективе дала возможность лучше познакомиться
с эстрадной и джазовой музыкой.
К этому периоду относятся и первые опыты сочинения музыки –
вначале инструментальных пьес (для баяна, эстрадных ансамблей),
а затем и вокальных произведений.
Особой вехой в творческой биографии молодого автора стало
знакомство с выдающимися баянистами В. Бесфамильновым и А. Беляевым,
которые включили в свой репертуар
впоследствии ставшие весьма популярными пьесы В. Власова
«Экспромт», «На ярмарке», «На вечёрке», «Экзотический танец»,
«На тройке».
В 1963 году В. Власов заканчивает консерваторию и уходит из
филармонии на преподавательскую работу – сначала в Одесское
культпросветучилище (1963–1965), а затем в Одесскую консерваторию,
где работает поныне (с 1981 года – доцент, с 1993 года – профессор,
в 1974–1982 годах – заведующий кафедрой народных инструментов).
За годы работы подготовил свыше 100 специалистов,
многие из которых стали лауреатами национальных и международных конкурсов,
отмечены почетными званиями – это И. Себов, В. Москалюк,
В. Лазич (Югославия), А. Серков, А. Берсан.
B. Власов активно занимается научно-методической деятельностью.
Им опубликованы работы: «Исполнение полифонических
произведений на баяне», «Способы исполнения штрихов на баяне»,
«О творческой деятельности И. А. Яшкевича», «Народное исполнительство –
профессиональные традиции», «Исполнительская интерпретация джазовых стилей на баяне»,
«Методика работы баяниста над полифонией».
Под его рецензией опубликованы многие нотные и научные издания.
Параллельно с работой в консерватории В. Власов много
внимания уделяет сочинению музыки, консультируясь у известных
одесских композиторов Ю. Знатокова, Т. Сидоренко-Малюковой.
Его творчество представлено музыкальной комедией «Блеск и нищета Молдаванки»
(по пьесе Г. Голубенко), сочинениями для хора,
оркестра, ансамблей народных инструментов, бандуры, домры,
балалайки, джазовых оркестров и ансамблей; романсами и песнями; музыкой к театральным спектаклям.
Особое место в творчестве В. Власова занимает музыка к кино- и
телефильмам. Еще работая в филармонии, он со своим квартетом (а
в дальнейшем и с другими инструментальными ансамблями)
участвуст в создании музыкальных киноконцертов для телевидения
и как исполнитель, и как композитор. В 1966 году в титрах телефильма –
документально-видовой картины «Доброе утро, Дунай» –
впервые появилось имя: композитор В. Власов. Эта работа была
замечена одесскими кинематографистами, и с 1967 года Виктор
Петрович начинает регулярно писать музыку к кинофильмам
Одесской киностудии. За тридцать лет – свыше двадцати пяти лент
(не считая документальных). Вот некоторые из них:
«Продавец воздуха» (режиссер В. Рябцев), «Дерзость» (режиссер Г. Юнгвальд-Хилькевич),
«Причал» (режиссер В. Костроменко), «Порт» (режиссер Ю. Черный),
«Действуй по обстановке» (режиссер И. Горобец),
«Экипаж машины боевой» (режиссер В. Василевский),
«И повторится все…» (режиссер Я. Лупий), «Гу-га» (режиссер В. Новак),
«Трень-брень» (режиссер Р. Василевский), «Навеки девятнадцатилетние» (режиссер М. Кац).
Но наибольшее внимание В. Власов уделяет произведениям для
баяна, среди которых - три концерта, камерные сочинения (Сюита-симфония,
Соната-экспромт для баяна и ударных, Концертный
триптих на тему картины И. Босха «Страшный суд»), десятки
концертных пьес, фантазии и обработки народных мелодий
(Парафраз на народную тему, «Гатка», «Колядка»), эстрадно-джазовые пьесы
(свыше 30), альбомы для детей и юношества.
В последнее десятилетие большая творческая дружба установилась
у Виктора Власова с известным украинским баянистом
Владимиром Мурзой, который стал первым исполнителем и
пропагандистом многих новых сочинений композитора.
Им впервые исполнены: сюита «Пять взглядов на страну Гулаг», «INFINITO»,
«Телефонный разговор», фантазия «Веснянка»,
эстрадно-джазовые пьесы.
Творчество В. Власова отмечено самобытностью и тесно связано
с традициями украинской и русской музыкальной классики,
продолжает линию новаторского использования фольклора. Его
произведения изданы на Украине, в России, Германии, Югославии
общим тиражом свыше миллиона экземпляров, постоянно звучат в
программах национальных и международных конкурсов и фестивалей,
включены в учебные программы, хрестоматии, Антологию
литературы для баяна, исполняются ведущими коллективами Украины и России,
записаны на пластинки и компакт-диски.
Виктор Петрович Власов – лауреат Всеукраинского конкурса на
лучшее произведение для народных инструментов (1977), член
Союза кинематографистов Украины (1991), член Союза композиторов Украины
(1992), заслуженный деятель искусств Украины (1996).
О творческой деятельности В. Власова помещены статьи в
«Справочнике баяниста» А. П. Басурманова (Москва, 1987),
в энциклопедии А. Мирека «Гармоника» (изд. «Интерпракс», Москва,
1994), «Його грають баяністи світу» И. Голубова в журнале «Музыка»
(№ 3 Киев, 1997); в книге В. М. Евдокимова
«Одесская академическая школа народно-инструментального искусства» (Одесса, 1999).
|