Владимир Григорьевич Ерёмин родился 14 октября 1934 года в г. Бежица Брянской области (сейчас район г. Брянска).
Самые первые музыкальные впечатления - отцовская гармошка, на которой тот играл виртуозно,
и материнское высокое и серебристое колоратурное сопрано.
Семья перед войной часто переезжала (Брянск, Трубчевск, Елец, Болхов, Мценск),
родственники, к которым приезжала семья, были музыкально одарены, поэтому слуховой
опыт и музыкальные впечатления постоянно присутствовали в жизни маленького мальчика.
Впервые к кнопкам гармошки Владимир прикоснулся в возрасте четырех лет и с тех пор не расстается с этим инструментом.
В позднем детстве, после войны в г. Мценске Владимир играл в больнице, где работала мать, в струнном оркестре
(мандолины, балалайки, гитары), в Доме культуры в духовом оркестре на трубе.
Когда же в Дом пионеров привезли трофейные аккордеоны,
они так поразили юного мальчика, что глубокое впечатление от этих инструментов осталось на всю жизнь.
В 1949 году Владимир поступил в Школу юнг в г. Советске Калининградской области.
В Школе был свой оркестр и хор, так что музыкальная жизнь кипела.
В 1951-1954 годы наступил менее музыкальный период - Владимир служил в гражданском флоте,
времени для занятий музыкой почти не оставалось.
В 1954 году государство стало строить подводный атомный флот,
и для службы на нем были призваны все молодые специалисты первого класса, таким образом, Владимир Ерёмин попал в учебный отряд.
Там, помимо обязанностей, естественно, были марши и песни. Поскольку флотских песен тогда
было мало, Владимир написал свою - сам сочинил музыку и стихи, расписал на два-три голоса,
а затем и разучил ее со своей ротой. В результате на
конкурсе с его песней заняли первое место, и мичман отвел молодого автора в Дом композиторов.
Вердикт композитора Давида Абрамовича Прицкера,
к которому попал на урок автор песни, был таков: "Учить обязательно!".
На самом же деле, сочинительством Владимир занимался уже с двенадцати лет,
но считал, что это несерьезно, уж очень хотелось ему быть моряком.
Посещения занятий семинара самодеятельных композиторов, способствовали тому,
что интерес Владимира к музыке всё более усиливался.
Занятия происходили весьма интересно, с молодыми авторами работали Василий Павлович Соловьёв-Седой,
Иоганн Григорьевич Адмони, Дмитрий Дмитриевич Шостакович,
музыковеды открывали тайны строения музыки, ее историю.
Эта атмосфера полностью захватила и поглотила талантливого молодого человека.
После объявления демобилизации, имея за плечами курс семинара самодеятельных композиторов,
Владимир поступает в музыкальное училище при Ленинградской консерватории в класс композитора
Галины Ивановны Уствольской, которая сама решила взять его в свой класс.
После окончания третьего курса училища педсовет отдела решил, что всю программу Владимир Ерёмин освоил,
и ему пора двигаться дальше.
В итоге были успешно сданы вступительные экзамены в консерваторию.
Учиться всегда хотелось серьезно и хорошо, поэтому полгода Владимир ждал, когда освободится
место в классе замечательного советского композитора и педагога Вадима Николаевича Салманова.
Дождался, и с тех пор не расставался с ним до самой его смерти.
Во время обучения на втором курсе консерватории Владимиром были написаны вариации для народного оркестра.
С большим вдохновением и трепетом их исполнил Оркестр русских народных инструментов
им. Василия Васильевича Андреева под руководством Георгия Анатольевича Донияха.
И когда пришло время дипломной работы, сомнений не было - только народный оркестр!
В результате были написаны Концерт № 1 для баяна с оркестром русских народных инструментов
и "Таёжная поэма" для баритона и симфонического оркестра.
В 1967 году Владимир Ерёмин окончил консерваторию, в 1973 году его приняли в Союз композиторов СССР.
Началось активное сотрудничество с различными творческими коллективами,
в том числе с оркестром русских народных инструментов имени Василия Васильевича Андреева (руководитель
Георгий Анатольевич Дониях), с эстрадно-симфонческим оркестром имени Василия Павловича Соловьёва-Седого
(руководитель Александр Александрович Владимирцов).
В то время были написаны: Соната № 1 для баяна, Квартет № 1 для струнных смычковых инструментов.
Также было написано множество песен, большинство из них для исполнителей народных песен.
Некоторые из песен широко звучали по радио, исполненные с оркестрами,
другие песни использовались только в многочисленных авторских концертах.
Владимир Ерёмин не стремился стать композитором-песенником. Его не
привлекали "популярные" жанры, его тянуло к классике.
Он понимал, что в музыке, которую пишешь, должен быть, прежде всего, внутренний смысл,
как в музыке Глинки, Чайковского, Мусоргского, Рахманинова.
Итогом последних десятилетий стали пять симфоний, две из которых написаны
для оркестра русских народных инструментов, три хоровых цикла
без сопровождения, Концерт для скрипки с симфоническим оркестром,
три концерта для валторны с симфоническим оркестром, концерты для гобоя,
английского рожка, саксофона-альта с симфоническим оркестром,
Соната для скрипки и фортепиано, песни, вокальные циклы на стихи русских и поэтов.
Особое место в музыкальном творчестве занимает музыка для народных инструментов:
восемь (!) концертов для домры и оркестра русских народных инструментов, три концерта для
балалайки с оркестром, четыре концерта для гуслей с оркестром, ансамбли, пять концертов для баяна с оркестром рус-
ских народных инструментов, множество музыкальных произведений для аккордеона (дуэты, трио), пьесы.
От автора
…Я не разделяю инструменты на "бытовые" и "академические".
Все инструменты современного симфонического оркестра были когда-то "бытовыми", "народными".
Представители благородных сословий играли на благородных виолах, а скрипка использовалась только в уличных праздниках, не
говоря уж о гобое, флейте, валторне.
Также дело обстоит и с русскими народными инструментами.
И аккордеон, и домра, и гусли нисколько не хуже, не
ниже скрипки, фортепиано или виолончели, и писать для них "облегченную" музыку нет смысла.
Всем этим (в самом широком смысле) я и занимаюсь
последние двадцать пять лет моей жизни, и надеюсь продолжать и впредь!
Мои самые добрые пожелания уважаемым исполнителям и любителям музыки!
Владимир Ерёмин
От составителей
Составители сборника рады выразить свое удовлетворение тем, что в серии "Современная музыка для аккордеона"
выходят в свет сборники с произведениями для аккордеона замечательного русского ленинградского
(петербургского) композитора Владимира Григорьевича Ерёмина.
Все творчество этого композитора проникнуто беззаветной любовью к традициям русской классической музыки и следованию ее канонам.
В разнообразии форм и
инструментальных составов его произведений четко угадывается профессиональный авторский почерк -
глубина замысла, полифоничность, четкое
представление природы звукоизвлечения инструментов, их смысловой окраски и роли в ансамбле,
использование переменных размеров, свидетельствующих о дыхании мелодии, о ее внутреннем развитии и логике, характерный русский мелодизм с распевностью,
поступенным движением, яркие образы природы и впечатлений от созерцания прекрасного.
Музыкальный язык живописен и лиричен, зачастую полон драматизма и конфликтности.
Однако, столкновение, разработка и борьба различных мотивов в итоге приводят к торжеству светлого и доброго!
За этим богатством выразительных средств кроется глубокая душа автора, полная противоречивых раздумий,
ищущая смысл бытия и стремящаяся выкристаллизовать и донести до слушателя свои ощущения восприятия мироздания.
В настоящих сборниках опубликованы композиции, в которых аккордеон представлен в дуэте с другим аккордеоном,
в трио - два аккордеона и синтезатор, а также в дуэте аккордеонов в сопровождении камерного оркестра.
Жанрово-стилистическая палитра произведений разнообразна - от классических форм эпических полотен до эстрадных миниатюр.
В прошлом отдельные произведения Владимира Ерёмина неоднократно опубликовывались различными издательствами.
Выход в свет данной серии авторских сборников, в которой впервые публикуются произведения,
написанные в период 2004-2005 годов, приурочен к юбилею композитора, отмечаемому в течение текущего года.
|